РИПКСО РК

О системе повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан.

Республиканский институт повышения квалификации руководящих
и научно-педагогических кадров системы образования (РИПКСО РК)

Система повышения квалификации (СГЖ) — это эффективно действующая система образования, реализующая государственную политику в области образования. Главным назначением системы повышения квалификации является совершенствование, профессионального уровня широких слоев педагогического корпуса. Мощь данной системы в Республике Казахстан заключается в целостности образовательных структур, включающих методические областные, районные организации и методические службы на местах, где ведущей организацией является РИПКСО РК.

Динамика развития системы повышения квалификации

  • 1958-60 гг. — создание и становление Центрального института усовершенствования учителей; изучение состояния преподавания основ наук, воспитательной работы;

  • 1961 г. — работа над совершенствованием урока, внедрением, обобщением и распространением Липецкого опыта;

  • 1962 г. — участие на семинаре, посвященном вопросу повышения эффективности урока (ВДНХ СССР);

  • 1966-67 гг. — определение проблемных направлений в аспекте обучения, воспитания и управления;

  • 1968 г. — формирование определенной системы методической работы; становление института как научно-методического центра; введение курсов и семинаров с отрывом от производства, годичных курсов без отрыва от производства, десятидневных семинаров, годичных курсов по очной и заочной системе, лагерных сборов, семинаров- практикумов;

  • 1969 г.- осуществление в связи с переходом на новые учебные программы переподготовки учителей по новым учебным программам;

  • 1970-72 гг. — осуществление переподготовки инспекторов и методистов районных отделов образования; активизация роли методической службы;

Принципы СПК:

  • принцип деятельности (реализуется через включение педагогов в деятельность по проектированию, исследованию и тьюторскому сопровождению образовательных программ);

  • принцип технологичности (ориентирован на процесс разработки нового типа образовательных технологий);

  • принцип гуманитарности (в основу деятельности положен процесс самоопределения).

Цели деятельности СПК и РИПК СО:

 — организация и обеспечение повышения квалификации и переподготовки работников системы среднего общего и начального профессионального образования Республики Казахстан;

 — совершенствование профессиональной компетентности педагогического корпуса;

 — оказание консультативной методической помощи специалистам структур образования;

 — сбор, обработка, анализ научно-педагогической информации;

 — освоение педагогами подходов и принципов разработки образовательных технологий;

 — изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

История создания

Богатое наследие историко-культурного и историко-педагогического прошлого Казахстана может и должно быть в полной мере учтено в качестве объективных «уроков истории».

26 марта 1870 года Министерство просвещения России опубликовало первый закон о национальных школах. В соответствии с этим законом в Казахстане во второй половине ХІХ века стали создаваться русско-казахские школы различных типов. Уже тогда учителям оказывалась помощь в виде методических писем, в которых давались советы педагогам и разработки уроков.

С ростом сети школ возрастали требования к методике преподавания. В целях повышения квалификации учителей органы народного образования проводили методические совещания и курсы, на которых проходил обмен мнениями по общим вопросам организации учебной работы в школах, обсуждались учебники и учебные пособия.

В середине 20-х годов прошлого века перед системой повышения квалификации педагогических кадров были выдвинуты новые задачи – в кратчайшие сроки сформировать у учительства советское мировоззрение и профессиональные качества, необходимые для идейного воспитания молодежи и политехнизации школ.

К началу 30-х годов сложилась определенная система работы по повышению квалификации педагогических кадров. Её основными формами стали «летние» и заочные курсы учителей.

В 1932 году организуется республиканский научно-педагогический кабинет, который с января 1933г. был   преобразован в   научно-исследовательский институт школ. Институт развернул    активную деятельность по обобщению и распространению передового педагогического опыта, начал научно-исследовательскую работу в области педагогики.

Процесс развития и совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров был приостановлен Великой Отечественной войной.

В послевоенные годы при областных отделах народного образования восстанавливались    методические,    педагогические    кабинеты, которые в начале 50-х годов преобразовывались в институты усовершенствования  учителей. Основными задачами   данных институтов были «повышение квалификации учителей,    воспитателей детских учреждений, оказание систематической помощи школам, методическим кабинетам в организации и проведении методической работы» (из положения об областном Институте усовершенствования учителей, утвержденного Министерством просвещения Казахской ССР 10.02.1948 г.).

На основании Постановления Совета Министров КазССР от 22 октября 1965 года № 688 «О мероприятиях, связанных с выполнением Указа Президиума Верховного Совета Казахской ССР» об упразднении Целинного края Казахской ССР, было произведено преобразование Целинного краевого института усовершенствования учителей в Центральный институт усовершенствования учителей Министерства просвещения Казахской ССР с местом нахождения в Целинограде.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Казахской ССР № 894 от 18 декабря 1965 года институт был переведен в г. Алма-Ату.

В  1996 году Центральный институт усовершенствования учителей переименован в Республиканский институт повышения квалификации руководящих  и  научно-педагогических кадров системы образования.

Повышению квалификации учителей республики в большой степени способствовали областные (городские) институты   усовершенствования учителей, районные и городские методические кабинеты.

За 50 лет своего существования Республиканский институт внес огромный вклад в повышение профессионального уровня различных категорий педагогических работников, в первую очередь, руководителей организаций образования, в развитие всей системы образования Республики Казахстан.

В настоящее время, с созданием Национального Центра повышения квалификации «Өрлеу», который объединяет 14 областных и 2 городских (г.г. Астана, Алматы) институтов повышения квалификации, Республиканский Институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования Республики Казахстан занимает своё достойное место и является флагманом в системе повышения квалификации.

Основная идея трансформирования Республиканского института направлена на создание единой системы повышения квалификации руководителей всех уровней образования от дошкольного до вузов.

Совершенно новым направлением в РИПКСО является программа повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений, отвечающих международным требованиям.

Охват программы впечатляет – это преподаватели всех вузов со всех регионов страны, ведущих подготовку по педагогическим специальностям.

Обучение на базе зарубежных университетов в контексте программы повышения квалификации является беспрецедентным и уникальным событием в академической среде Казахстана: с 2012года, на системной основе успешно реализуется обучение слушателей из 36 казахстанских вузов.

В условиях модернизации образования особо значимым становится изменение деятельности организаций повышения квалификации, их способность ситуативно реагировать на запросы практиков и, одновременно, сохранять свою миссию в повышении уровня профессионализма педагогов, в развитии их педагогического мастерства и в методическом обеспечении обновления содержания образования.

Высокая миссия Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования Республики Казахстан – не только повышать квалификацию педагогических работников, но и активно совершенствовать деятельность  института, всей системы  повышения квалификации, создавать инновационные программы, направленные на формирование нового мышления  руководителей организаций образования на всех её уровнях в соответствии с его основными задачами.

Ce thermesdecapvern.com contient de veritables temoignages.